pic
29 июля 2021

Как закон ФЗ-345 повлияет на винодельческий бизнес?

Со 2 июля 2021 года вступает в действие закон 345 о внесении поправок в основные законодательные акты, которые регламентируют производство и оборот винодельческой продукции. Участники винодельческого рынка ознакомились с ним только за неделю до вступления в законную силу. Предложенные изменения вызвали у них много вопросов: от проведения ресертификации французского шампанского до организации выкладки бутылок вин. Министерство финансов тоже обескуражено, поэтому рассматривает вариант введения моратория на действие нового федерального закона.

Перемены в терминологии

Произошли изменения в терминологии винодельческой продукции. Определение «столовое вино» исключили, а категории «защищенного наименования места происхождения» и «защищенного географического указания» прекратили использовать по отношению к импортным винам. Это приведет к тому, что придется вносить изменения в таможенные коды и декларации соответствия. Кроме того, компании-импортеры могут понести дополнительные траты на ресертификацию.

Проблема. По расчетам WineRetail, свыше 20 тыс. наименований винодельческой продукции, включая игристые вина и шампанское, присутствует на российском рынке. Чтобы ресертифицировать такое количество алкоголя, нужно потратить несколько месяцев и больше 140 млн рублей, не включая стоимости образцов.

9 июля 2021 года Центральная акцизная таможня уведомил, что ввоз на территорию России вина, сертифицированного по действовавшим до 2 июля правилам, приостанавливается.

Один из выходов из ситуации – изменить порядок сертификации импортных вин. Алкогольные напитки будут ресертифицировать быстрее при условии, что разрешат подавать декларацию соответствия без лабораторных испытаний (исследований). Чтобы отправить зарубежное вино на сертификацию, следует указать тип, который упоминается в новом законе: «сортовое», «марочное», «ординарное», «коллекционное». Но остаются вопросы относительно требований к категориям.

Изменения в этикетках и контрэтикетках

Как сообщает Минсельхоз России, «Champagne» на лицевых этикетках вин не нужно убирать. Роспотребнадзор отправил участникам винодельческого рынка рекомендательное письмо, в котором сообщалось о необходимости подготовить обновленные макеты этикеток и контрэтикеток с учетом требований статьи 26 ФЗ 468, а также о том, что информация о сорте/сортах, годе урожая винограда и месте происхождения указывается легко читаемым и контрастным шрифтом размером не менее 12 кегля.

Проблема. Существует риск, что этикетки для алкогольных напитков придется переделывать и перепечатывать, если Роспотребнадзор официально подтвердит это требование. На французском шампанском будет указан не только термин «Champagne», но еще список годов урожая вин и сортов винограда. Поскольку крупные российские производители закупали виноград и виноматериалы в Южной России, то на фронтальной стороне отечественной винодельческой продукции может красоваться реестр виноградных насаждений.

Стоки и марки: в чем риски?

Сложности возникают не только с ресертификацией, но и с акцизными марками, ведь их выдают под определенное наименование вида продукции. Марки заказывают заранее – минимум за 2-3 месяца. Дополнительно стоит понимать, что алкогольные напитки, особенно игристые вина, для предновогодних продаж заказывают уже в июне.

Проблема. Она состоит в том, что придется снова делать заказ акцизных марок. Неясно, что будет со столовыми полусладкими винами российского производства, разлитыми после 2 июля, поскольку категория «столовые» теперь исключена. Кстати, на них приходится около 60% от общего объема производства отечественного вина.

Игроки винодельческой индустрии ожидают пояснений от Правительства относительно уже выданных акцизных марок и продажи стоков винодельческой продукции, которая выпущена до 2 июля. Они опасаются, что запасы вина на складах могут признать не отвечающими требованиям нового законодательства.

Согласно данным WineRetail, один из возможных сценариев – завершение до 1 января 2022 года розничного и оптового оборота винодельческой продукции, которая ввезена в Россию и внесена в ЕГАИС до 02.07.2021 года. Если негативный прогноз станет реальностью, то в преддверии новогодних праздников может возникнуть ситуация, когда экстренно будут распродавать стоки, а новое вино после сертификации и получения акцизной марки не успеет поступить на российский рынок. Это может спровоцировать увеличение спроса на отечественную винодельческую продукцию и, соответственно, повышение цен на неё.

Что по полкам?

Согласно одному из пунктов ФЗ-345, при реализации в розничных точках торговли винодельческую продукцию, которую произвели до дня вступления в действие нового закона, нужно выкладывать отдельно от товаров, которые произведены после дня вступления в силу закона.

Проблемы. На магазинных полках в ритейлах выделяют несколько подкатегорий: «Вино России», «Продукция не является вином», а также другие. Розничные магазины в течение года руководствовались 468 законом, который начал действовать с 26.06.2020 года. Они организовали выкладку винодельческой продукции преимущественно путем уменьшения товаров из категории «Не является вином». Сейчас производители не понимают, какой закон необходимо соблюдать: 468 или 345, который вступил в действие со 2.07.2021 года.

Еще проблема заключается в том, что каждую бутылку с вином нужно продублировать аналогичной бутылкой с другой датой розлива и выделить для её размещения отдельное полочное пространство. Её могут поставить не на свое место посетители магазина или мерчандайзер. Розничным сетям федерального масштаба организовать инструктирование сотрудников по раздельной выкладке винодельческой продукции сложно.

Вывод

Некоторые положения закона нуждаются в дополнительных пояснениях и комментариях от органов исполнительной власти. Возможно, придется вносить изменения в закон, но необходимо дождаться первого заседания Государственной Думы в октябре 2021 года. Минфин России обсуждает оптимальный выход из ситуации – введение моратория на действие нового федерального закона.

Другие новости

Подпишитесь на наши новости

Мы будем присылать только интересные материалы

Введите корректный почтовый адрес